«Он был абсолютно гениальным режиссером». Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Михаила Резцова. Воспоминаниями делятся родные, друзья и коллеги
Сегодня, 19 июня, режиссеру театра и кино Михаилу Резцову исполнилось бы 75 лет.
Сегодня, 19 июня, режиссеру театра и кино Михаилу Резцову исполнилось бы 75 лет. О профессионализме, духовности, неудержимой творческой энергии и удивительных человеческих качествах Михаила Ильича вспоминают родные, близкие друзья и коллеги.
Михаил Ильич родился 19 июня 1947 года в Ленинграде. Окончил режиссерский факультет (класс Г. А. Товстоногова) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
С 1975 по 1994 год Михаил Резцов работал главным режиссером драматических театров Вологды, Смоленска, Гродно. Ставил спектакли в Курске и Петрозаводске. За 19 лет работы поставил 65 спектаклей.
В 2002 году Михаил Резцов пробует себя в роли сценариста и режиссера документального кино. Его режиссерская работа (картина «Дионисий», 2003 год) удостоена Государственной премии Российской Федерации в области киноискусства и Гран-при Международного фестиваля «Радонеж». Михаил Ильич снял более 35 документальных фильмов. Среди них – масштабные циклы фильмов «Художники земли Вологодской» и «Великие музеи провинциальной России».
Михаил Резцов много внимания уделял просветительской и преподавательской деятельности. В сферу его интересов входило написание сценариев, постановка разного рода мероприятий: фестивалей, литературно-музыкальных композиций, концертных программ.
Ольга Березина, вдова Михаила Резцова:
Михаил Ильич в первую очередь известен как человек, внёсший большой вклад в культуру Вологодской области, Северо-Запада, всей России в целом. Немногие знают, что Михаил Ильич отличился не только в творческом плане, он ещё был замечательным отцом и любящим мужем.
Он часто делал приятные сюрпризы, смело брал на себя самую тяжёлую работу по дому и, несмотря на свой загруженный рабочий график, всегда находил время на семью. Например, когда Михаил Ильич сидел с дочерью Настей, на все телефонные звонки он отвечал короткой фразой: «Я занят, занимаюсь с дочерью. Позвоните позже». Правдивость этого смогут подтвердить многие из оставивших воспоминания в этой статье.
Михаил Ильич был очень эрудированным и интересным собеседником. Он прекрасно разбирался в литературе, кино, музыке, живописи, моде, а главное, неустанно занимался саморазвитием. Он постоянно вёл переписки, писал много писем, в том числе и нам, когда уезжал на съемки.
Он очень любил животных, всю жизнь держал собак. Его последним и по совместительству любимым питомцем был кот русской голубой породы, которого звали Бусиарий. Всё время порывался завести питона, сильно интересовался змеями.
Настя, дочь, вспоминает: «Он постоянно со мной занимался. Мы много читали, гуляли, разговаривали на самые разные темы, и всё это никогда не было скучным. Полёт фантазии был гарантирован. Сейчас я понимаю, что большинство моих сегодняшних интересов вышли из наших тогдашних разговоров: папа привил мне любовь к языкам, к мифологии, к творчеству в целом. Я ему безмерно за это благодарна».
Михаил Ильич пробыл с нами не так много, как хотелось бы, но мы всё равно благодарны за те немногие счастливые годы, проведённые вместе, и с теплом вспоминаем пережитые семьёй приятные моменты.
Иван Поздняков, старший референт мэра города Вологды по вопросам культуры
Наше знакомство с Михаилом Резцовым состоялось в начале 1990-х благодаря моему другу писателю Сергею Алексееву и переросло в хорошие, теплые, человеческие взаимоотношения длиной практически в два десятилетия.
Михаил Ильич отличался высочайшей образованностью, интеллигентностью, потрясающей профессиональной эрудицией, артистичностью, притягательностью не только как режиссер, но и как актер. Он обладал чудеснейшим по тембру голосом и умел расположить к себе людей, умел говорить интересно о важном.
Позже Михаил Резцов от драматургии ушел в кино. И здесь он сделал не меньше для русской и вологодской культуры в частности, чем в театральной жизни. С приходом Михаила Резцова, Дмитрия Чернецова, Михаила Макарова вологодский кинематограф получил развитие и высшее признание. За фильм «Дионисий» этот выдающийся творческий коллектив заслужено получил Государственную премию Российской Федерации.
Леонид Рудой, актер, народный артист России:
Я понемногу пишу то, что условно называю «интервью». Вот один из эпизодов.
По улице Менжинского (в 1991 году ей вернули название Предтеченская) не спеша продвигаются две семьи. В центре на саночках сидит довольнёхонькая Наталья, а как же – глубокая ночь, но никто не занудствует, не отправляет её спать, вот, даже гуляем. Санки тянут папуля Лёня и дядя Миша Резцов, сзади присматривают за порядком мама Ира и тётя Надя, всех охраняет огромный, респектабельный пёс, которого зовут Лорд. Музыкальное оформление обеспечивают папуля и дядя Миша, в репертуаре – «Как ныне сбирается вещий Олег» и «Москва златоглавая, звон колоколов...». Сопровождает кортеж шикарный снегопад, сверху медленно планируют и мерцают даже не снежинки, а целые хлопья, покрывают всё пушистым новогодним одеялом...
Когда мы немного угомонились и услышали дивную тишину кругом (до петардного психоза было ещё далеко), Резцов стал читать Гумилева:
Застонал от сна дурного
И проснулся тяжко скорбя...
Нет, я не смогу рассказать, как Миша читал эти стихи. И подражать пытался не раз – нет, не то. Чего-то я так и не понял. Передать, воспроизвести не умею, просто закрываю глаза, и звучат строки:
Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!
Наталья Петрова-Рудая, режиссер, балетмейстер-постановщик, художественный руководитель ансамбля современной хореографии «Каприз» :
Михаил Резцов был удивительным человеком. Большой друг нашей семьи, с которым у меня связано множество теплых детских воспоминаний. Его было безумно интересно слушать. Помню, как часто они сидели на кухне с папой и обсуждали новый спектакль.
Я росла на спектаклях драматического театра, где он в то время был главным режиссером. Я прекрасно помню спектакль «Безобразная Эльза», на котором люди не просто хохотали, а от хохота сползали вниз. Такого я никогда не видела больше, чтобы смеялся весь зал, не останавливаясь. Михаил Ильич был мастером комедии. Это редкий дар для режиссера. Но комедии, которые ставил Михаил Ильич, всегда были с ноткой лиричности, драматизма и обязательно про человека.
Когда я стала взрослой, мне повезло сотрудничать с Михаилом Резцовым в различных постановках в качестве балетмейстера. Этот человек является для меня эталоном режиссёрской профессии. Восхищало его умение общаться с актерами, умение находить подход к любому и помогать ему раскрыться в профессии. Я уверена, что его будут очень долго помнить, потому что он оставил огромный след в воспитании целого поколения артистов в Вологде, в Гродно в 1970-х и 80-х годах.
В последние годы жизни Михаил Ильич все свои силы отдавал дочери Насте. Воспитывал её как настоящую леди. Мне до сих пор кажется, что она как будто из другого века – образованная, умная, красивая молодая барышня.
Каждый раз я вспоминаю Михаила Ильича с какой-то особенной теплотой. Его очень не хватает сейчас, когда хочется поговорить и разобраться в себе, в людях, в сложных внешних проявлениях нашей жизни.
Всеволод Чубенко, актер, заслуженный артист России:
Моя история знакомства с Михаилом Ильичом удивительна своей странностью. Потому что я не помню того момента, когда мы стали тесно общаться. Я всегда знал, что в Вологде есть такой знаменитый человек, главный режиссер драматического театра. Мне о нем рассказывали коллеги. Несколько раз мы пересекались, но абсолютно никаким образом не общались. И вдруг мы стали созваниваться практически ежедневно, у нас появились общие проекты. Началось очень плодотворное сотрудничество. Мы сделали спектакль по письмам святителя Игнатия Брянчанинова «Пишу к Вам прямо из сердца» совместно с Мужским хором Вологодской филармонии. Потом по инициативе ещё одного легендарного человека, народного артиста России Леонида Рудого, поставили спектакль по Бунину «Темные аллеи».
Я всегда восхищался проницательностью и энциклопедическими знаниями Михаила Ильича. Это был знаток, который прекрасно разбирался в искусстве, театре, истории, вопросах веры и религии. Он был очень тонкий и интеллигентный человек.
Игорь Рудинский, актер, заслуженный артист России:
Высокий колоритный мужчина, интеллектуал, которого обожали все дамы, – таким был Михаил Ильич Резцов. В нем чувствовалась порода. Меня восхищала его начитанность, хорошее чувство юмора. Если ему что-то нравилось, то хвалил от души. А если не нравится, то мог и резким словом назвать.
Мы начинали с ним работать в антрепризных спектаклях в «Русском доме». Он часто приглашал меня, даже если я был занят в другом месте. Репетировали ночами, премьеры спасали. Я тогда был еще молодой артист и, конечно же, Михаил Ильич для меня был авторитетом и в профессиональном, и в личном плане. После мы сотрудничали во многих внетеатральных проектах, где Михаил Резцов был режиссером-постановщиком.
Борис Чирьев, хореограф, руководитель Вологодской областной общественной организации «Академия балов»:
Михаил Ильич Резцов оказал очень большое влияние на мою жизнь и творчество. Образованный, интеллектуальный, высококультурный человек. Он был абсолютно гениальным режиссером. Я многому у него научился. Познакомились мы с ним в 90-е годы, когда Михаил Резцов приехал в Вологду из Белоруссии. Результатом этой встречи и нашего дальнейшего общения стало создание при «Русском доме» антрепризных спектаклей, которые имели большой успех у вологодской публики.
Мы очень тесно сотрудничали на протяжении многих лет в театре, активно работали над подготовкой культурных мероприятий в городе Вологде и области и стали большими друзьями.
Однажды мы ставили спектакль по пьесе Сергея Алексеева с Леонидом Рудым в главной роли. И нам казалось, что чего-то этой постановке не хватает. Я предложил добавить в спектакль пластику для артистов. У меня был тогда профессиональный балет. Премьера прошла на ура. Михаил Ильич пришел ко мне в кабинет и говорит: «Вон из кабинета, директор!» – Я спрашиваю: «Почему?» –«Тебе нужно работать творчески, а не сидеть здесь в кресле!» – ответил он. Вот этот случай послужил толчком в моей карьере – я поставил несколько авторских балетов по сценариям Резцова.
Александр Трошев, бывший заместитель директора Смоленского драматического театра, заслуженный работник культуры России:
С Михаилом Ильичом Резцовым мы работали вместе более 40 лет назад. Он запомнился мне как очень весёлый и доброжелательный человек, но требовательный режиссер. Михаил Резцов добивался от актеров исполнения поставленной задачи. Артисты часто на него обижались, воспринимали режиссёрскую требовательность за злость. Но после премьеры в большинстве своём бросались к нему на шею и горячо благодарили. Потому что Михаил Ильич умел вскрыть и вытащить из запасников актёрской души то, о чём даже сам актёр и не подозревал.
Михаил Ильич был очень разносторонним в своих постановках. Мог с успехом поставить пьесу любого жанра – от комедии буф до трагедии. Таким он был и в жизни: мог дружить и вместе дурачиться с Кириллом Ласкари, сводным братом Андрея Миронова, и мог вести философскую беседу с писателем Виктором Астафьевым или деловой разговор с секретарем Смоленского обкома партии. Последний, кстати, очень любил Михаила Ильича и его спектакли и радовался, что с приходом Резцова зрительный зал Смоленского драматического театра не пустовал. И билеты на его спектакли было практически невозможно достать.
Наталья Тихомирова, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида»:
С Михаилом Резцовым мы познакомились осенью 2007 года. Это было в центре «Северная Фиваида», где собрались Михаил Резцов, Галина Новоселова, Борис Чирьев и я. На этой встрече впервые обсуждался вопрос о возрождении культуры балов в Вологодской области. Это было очень интересное и плодотворное знакомство. Балы состоялись и сейчас проходят по всей области регулярно.
Михаил Ильич поразил меня своей аристократичной внешностью, такой нехарактерной в принципе и до сих пор для современного общества. И как потом я уже поняла, этот аристократизм был у него не только внешний, но и внутренний. Эта внутренняя красота интеллектуала, человека разносторонне одаренного проявилась и во внешности.
Поражает фильмография Михаила Резцова. Какой уровень культуры, глубина знаний! Своими циклами фильмов «Великие музеи провинциальной России», «Художники земли Вологодской» он внес серьезный вклад в сохранение не только вологодской, но и русской культуры в целом. Подчас в мирской суете мы забываем, какими сокровищами обладаем. Я считаю, что его фильмы надо бы сейчас поднять и показывать всем – детям, педагогам, работникам культуры.
Подготовила Мария ГуляеваПоследние новости
Месяц здорового питания: встречи с молодежью продолжаются
Специалисты обсуждают важность правильного питания среди молодежи.
Футбольный клуб «Динамо» из Вологды готовится к новому сезону
Команда проводит интенсивные тренировки и обновляет состав.
Работа Центра по профилактике инфекционных заболеваний в праздничные дни
График работы учреждения на 2 ноября
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований