Вологодские реставраторы «возвратили к жизни» картину «Лукреция» XVII века
В апреле этого года художник-реставратор Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им.
В апреле этого года художник-реставратор Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря Юлия Шелкова закончила большую работу по «возвращению к жизни» картины «Лукреция», созданной, предположительно, голландским мастером XVII века. О некоторых секретах своего кропотливого труда и тонкостях реставрации Юлия Евгеньевна согласилась рассказать читателям «Вологда.РФ».
Юлия Шелкова пришла работать в Вологодский филиал Центра Грабаря как хранитель, но затем ремесло реставратора настолько её вдохновило, что она решила связать свою жизнь с этой профессией. Основам реставрационного дела Юлия обучалась у мастеров-наставников в реставрационных мастерских Вологодского государственного музея-заповедника и в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря в Москве. Реставрация полотна «Лукреция» из фондов Вологодской областной картинной галереи – одна из последних её крупных реставрационных работ.
Приключения «Лукреции»
Кстати, именно в процессе реставрации удалось уточнить название произведения: на картине изображена героиня древнеримской легенды об изгнании из Рима династии этрусских царей (конец VI в. до н. э.).
– Два года назад в Вологодскую областную картинную галерею обратилась владелица картины, предположительно XVII века, которая хотела бы, чтобы эта картина после её смерти (она уже в возрасте) находилась бы не в частных руках, а в музее, в экспозиции и была доступна для зрителей, – рассказывает Юлия Евгеньевна. – Со слов владелицы, картина попала в Москву как трофей Великой Отечественной войны и была изначально в золоченой богатой раме, висела на стене, в доме. Но потом почему-то – может быть, потому, что сюжет на этой картине достаточно печальный, – владелица сняла холст с подрамника, свернула в рулон и убрала на антресоли. И так картина, видимо, очень долгое время хранилась просто в рулоне и так же в рулоне приехала в картинную галерею.
С голландским художником XVII – начала XVIII века Герардом де Лерессом, чьё авторство подразумевалось, картину связывала только надпись с его именем, расположенная на тыльной стороне.
– В ходе выполнения реставрационных работ были проведены исследования грунта с красочным слоем, показавшие, что живопись имеет двухслойный грунт, небольшое количество красочных слоев и выполнена с использованием пигментов, которые употреблялись в XVII веке, в частности, таких, как азурит, смальта, киноварь, – поясняет художник-реставратор. – Так что картина вполне могла быть создана в XVII веке, но вот авторство, приписываемое Герарду де Лерессу, кроме надписи на дублировочном холсте, ничем больше не подтверждается. Поэтому, пока не сделана атрибуция памятника, вопрос авторства остаётся открытым.
Вологодские методы
– Вологодские реставраторы славятся тем, что практикуют необычные методы реставрации...
– Я бы не назвала эти методы необычными. Мы работаем по методикам ВХНРЦ имени академика Грабаря и не имеем права эти методики нарушать. А вообще всё зависит оттого, в каком веке создана работа. Если это XIX, XVIII век и раньше, когда ещё соблюдались традиции и технология старых мастеров, то работа идёт проще, потому что мы работаем с рыбьим клеем.
– Почему рыбий клей? И пользуетесь ли Вы ещё какими-то аутентичными техниками, может быть, материалами?
– Рыбьим клеем старые мастера выполняли проклейку холста, готовили на этом клее грунт, и уже на подготовленный грунт накладывалась живопись. Поэтому при реставрации таких картин мы и работаем с рыбьим клеем. Он аутентичен и максимально подходит для того, чтобы укрепить картину, чтобы картина и дальше жила ещё сто лет без реставрационного вмешательства. Также используем в тонировании натуральные пигменты: охры, земли. Но основной инструмент реставратора – это скальпель. При помощи скальпеля мы замешиваем грунты, работаем с прорывами, укладываем волокна реставрационного холста в места утрат авторского холста и делаем многое другое.
Когда памятник поступает на реставрацию, мы проводим предреставрационные исследования, чтобы понять, по каким причинам происходит разрушение, какие есть проблемы, и уже на основании этих исследований разрабатываем реставрационную программу работ. Эта программа утверждается на заседании реставрационного совета, который затем отслеживает работу реставратора. Все решения по реставрации принимаются коллегиально.
– А сколько времени уходит на восстановление одной картины?
– Зависит от размера. Если это средний формат, например, то примерно два года. Мы работаем параллельно с несколькими картинами, и эти картины у нас находятся на разных этапах. После каждого этапа картина должна восстановиться, отдохнуть, ведь каждое реставрационное вмешательство – это стресс для картины, она тяжело его переживает и, по-своему, болеет. Мы должны дать ей возможность восстановиться, привыкнуть к новому состоянию.
Пейзаж с видом на фабрику
– Юлия Евгеньевна, над чем Вы сейчас работаете?
– У меня в работе несколько памятников, ведь наш вологодский филиал работает со всеми областными музеями – и с Устюжной, и с Тотьмой, и с Череповцом, с Великим Устюгом, с Вытегрой. В данный момент, например, я занимаюсь очень необычным пейзажем «Вид Красавинской фабрики» середины XIX века из фондов Великоустюгского музея-заповедника. Полотно в своё время было атрибутировано сотрудниками музея. Согласно их атрибуции, автором является непрофессиональный художник Вильгельм Менк, имевший родственные связи с тогдашними владельцами фабрики. Пейзаж интересен тем, что весьма информативен в бытовом, историческом плане и выполнен с настоящей немецкой дотошностью. По сравнению с реставрацией «Лукреции» работа над пейзажем не настолько сложная, но всё равно приходится проводить трудоёмкие технические процессы, убирать следы предыдущей реставрации, утоньшать пожелтевший лак, восстанавливать утраты живописи.
– С какими сложностями сталкиваются реставраторы?
– В процессе работы с памятником ты вдруг определяешь, что на картине находятся записи, которые ранее под плотным слоем лака не просматривались совершенно. И тогда нужно уже выполнять дополнительные исследования живописи и уточнять нашу реставрационную программу, то есть определять, как работать с самой живописью, как и что делать с этими записями – убирать ли их полностью, оставлять ли или убирать частично и так далее.
Следы времени
– Картина после реставрации должна выглядеть как новая?
– Мастерство реставратора состоит в том, чтобы сохранить временной облик картины, чтобы видимые следы прожитых лет, её жизнь, связь даты её создания с современностью не разрушились. Она должна выглядеть, как старая живопись, но при этом должна жить, то есть не разрушаться. Мы должны сохранять вот эту патину времени, и мы стараемся это делать. Например, когда работаем с лаковым покрытием, с авторским, никогда не убираем его до конца, всегда оставляем авторский лак.
– Не обидно ли, что труд реставратора широкая публика редко оценивает, отдавая должное всё-таки в первую очередь художнику?
– Художник – творец, он создаёт картину. Когда зритель приходит в музей, он должен ценить художника. Для реставратора большое счастье, если зритель действительно видит живую картину и благодаря реставратору может этого художника воспринять. Нам очень важно, чтобы после реставрации наше вмешательство в картину вообще было незаметно для зрителя.
Алексей КудряшовПоследние новости
Месяц здорового питания: встречи с молодежью продолжаются
Специалисты обсуждают важность правильного питания среди молодежи.
Футбольный клуб «Динамо» из Вологды готовится к новому сезону
Команда проводит интенсивные тренировки и обновляет состав.
Работа Центра по профилактике инфекционных заболеваний в праздничные дни
График работы учреждения на 2 ноября
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований