К юбилею череповецкого трамвая: почему в 90-е у вагоновожатых не было отбоя от поклонников

В Череповце самому экологичному транспорту в этом году исполнилось 65 лет.

В  Череповце самому экологичному транспорту в  этом году исполнилось 65 лет. Раньше профессию водителя трамвая осваивали в  училище № 27, но  так было до  1992 года. Теперь учат сразу в  «Электротрансе», без отрыва от  производства.

Наши героини  — Ирина Митягина, Елена Колесова, Светлана Земцова и  Виктория Комоникина  — окончили 27-е училище 30 лет назад. Профессионалы трамвайного дела рассказали cherinfo, почему в  90-е с  вагоновожатыми хотели познакомиться таксисты и  милиционеры, как за  эти годы изменились пассажиры и  почему на  трамвае ездить интереснее, чем на  машине.

Влюбиться в  профессию

Елена Колесова: «Я  в  эту профессию влюбилась еще девчонкой. Приезжала из  своей деревни в  город и  каждый раз засматривалась на  вагоновожатых. Вот так тут и  работаю, даже сын иногда спрашивает, не  надоело  ли мне ходить на  работу. А  вот не  надоело! Я  даже на  больничном не  могу долго сидеть  — хочу на  работу. Сейчас на  линию уже не  выхожу, теперь учу других. Сейчас вот новыми трамваями обучала управлять. Мы  ездили в  Москву на  стажировку для этого. К  нам прикрепили водителя-наставника, посадили на  „Львёнка“ и  поехали. Так две смены, 22 часа, и  всё. А  потом уже здесь обкатку делали. Хорошо идет „Львёнок“, плавно. Управление  — электроника, джойстик. Удобно».

Не  только девчонки трамваи водят 74 водителя трамвая сейчас
в  штате «Электротранса»28 вагонов ежедневно выходит на  линию
в  Череповце

Виктория Комоникина: «Одиннадцать лет я  отработала. Водить очень нравилось. Вроде по  одним и  тем  же дорогам ездишь, а  не  надоедало, пассажиры  же менялись все время. На  машине быстрее глаз замыливается, когда едешь по  трассе. Интересно, что после машины надо немного перестроиться, и  наоборот. Бывало, я  на  трамвае пыталась затормозить перед „лежачим полицейским“. Раньше было больше уважения к  трамваям со  стороны автомобилистов. Мы  же  должны всем уступить дорогу, а  бывало, водитель останавливается и  показывает: мол, проезжай. Сейчас такого нет, хамов стало больше на  дорогах. У  нас ведь не  только девчонки водят трамваи, бывает, и  молодые люди приходят, но  не  задерживаются. Сейчас есть два молодых вагоновожатых. А  в  прошлом году в  группу записался араб, то  ли  из Туниса, то  ли  из Алжира. Он  в  Череповце живет. Ушел от  нас быстро, потому что язык знает плохо, многое ему непонятно».

Десять лет удовольствия

Ирина Митягина: «После 1992 году на  вагоновожатых не  учили вообще. Иногда приходили люди со  стороны, но  отсеивались из-за режима работы, да  и  зарплата невелика была. Я  села в  кресло вагоновожатого уже в  30 лет. В  Череповец приехала в  21 год по  распределению после строительного техникума в  Ростове-на-Дону. Десять лет отработала на  стройке, а  в  перестройку предприятие развалилось. Пришлось спешно менять профессию. Десять месяцев отучилась в  ПТУ и  вышла на  линию. 16 лет водила трамваи, подрабатывала кондуктором. Первые лет десять наездиться не  могла  — в  удовольствие было. Сейчас на  пенсии, возглавляю совет ветеранов на  родном предприятии».

Общие воспоминания: «Перед сменой мы  красились, прически делали. Мужчины спрашивали: „Девчонки, у  вас там конкурс красоты, что  ли? Только моделей берут в  водители? Вы  все молодые и  красивые!“. Нас поджидали у  депо и  на  конечной ЧерМК охранники, чтобы познакомиться. Милиционеры, автобусники, таксисты пытались познакомиться… Бывало, ручкой помашешь из  кабины кому-нибудь, а  потом не  знаешь, как пройти домой, потому что у  депо стоит куча поклонников. Приходилось через забор перелезать. Вообще, у  каждой свой случай такой есть. От  старых поклонников до  сих пор прок есть: кто-то помогает техосмотр пройти, кто-то по  даче материалами помогает. У  нас сложились дружеские отношения».

Пассажиры стали злее

Светлана Земцова: «В  трамвайный парк я  пришла осознанно. И  30 лет я  тут. Работу люблю, но  есть в  ней и  минусы  — профессиональные заболевания и  агрессия пассажиров. Особенно в  последние годы люди стали злее, причем не  только к  нам, но и  к  трамваям тоже! Раньше пассажиры даже помогали с  поломками в  дороге. Но  мы  всё сами ремонтировали, нас специально учили, что и  как устроено в  вагоне. Было интересно, был какой-то азарт научиться, вырасти в  профессии. Сейчас молодые девчонки не  хотят ни  во  что вникать: механически отработали смену и  ушли. Теперь я  выпускаю вагоны на  линию  — хозяйка парка».


Людмила Макарова

Последние новости

Электронные сигареты: опасность, скрытая под паром

Исследование показывает, что вейпы снижают уровень кислорода в крови и ухудшают сосудистую функцию.

Инвестиции в здравоохранение Вологодской области

Более 18 миллионов рублей будут направлены на обновление медицинских учреждений.

Подведение итогов олимпиад и конкурсов МСЭФ РФ

В 2023-2024 годах прошли 26 олимпиад и конкурсов с участием более 25 тысяч человек.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Будённовске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *