К юбилею череповецкого трамвая: почему в 90-е у вагоновожатых не было отбоя от поклонников
В Череповце самому экологичному транспорту в этом году исполнилось 65 лет.
В Череповце самому экологичному транспорту в этом году исполнилось 65 лет. Раньше профессию водителя трамвая осваивали в училище № 27, но так было до 1992 года. Теперь учат сразу в «Электротрансе», без отрыва от производства.
Наши героини — Ирина Митягина, Елена Колесова, Светлана Земцова и Виктория Комоникина — окончили 27-е училище 30 лет назад. Профессионалы трамвайного дела рассказали cherinfo, почему в 90-е с вагоновожатыми хотели познакомиться таксисты и милиционеры, как за эти годы изменились пассажиры и почему на трамвае ездить интереснее, чем на машине.
Влюбиться в профессиюЕлена Колесова: «Я в эту профессию влюбилась еще девчонкой. Приезжала из своей деревни в город и каждый раз засматривалась на вагоновожатых. Вот так тут и работаю, даже сын иногда спрашивает, не надоело ли мне ходить на работу. А вот не надоело! Я даже на больничном не могу долго сидеть — хочу на работу. Сейчас на линию уже не выхожу, теперь учу других. Сейчас вот новыми трамваями обучала управлять. Мы ездили в Москву на стажировку для этого. К нам прикрепили водителя-наставника, посадили на „Львёнка“ и поехали. Так две смены, 22 часа, и всё. А потом уже здесь обкатку делали. Хорошо идет „Львёнок“, плавно. Управление — электроника, джойстик. Удобно».
Не только девчонки трамваи водят 74 водителя трамвая сейчасв штате «Электротранса»28 вагонов ежедневно выходит на линию
в Череповце
Виктория Комоникина: «Одиннадцать лет я отработала. Водить очень нравилось. Вроде по одним и тем же дорогам ездишь, а не надоедало, пассажиры же менялись все время. На машине быстрее глаз замыливается, когда едешь по трассе. Интересно, что после машины надо немного перестроиться, и наоборот. Бывало, я на трамвае пыталась затормозить перед „лежачим полицейским“. Раньше было больше уважения к трамваям со стороны автомобилистов. Мы же должны всем уступить дорогу, а бывало, водитель останавливается и показывает: мол, проезжай. Сейчас такого нет, хамов стало больше на дорогах. У нас ведь не только девчонки водят трамваи, бывает, и молодые люди приходят, но не задерживаются. Сейчас есть два молодых вагоновожатых. А в прошлом году в группу записался араб, то ли из Туниса, то ли из Алжира. Он в Череповце живет. Ушел от нас быстро, потому что язык знает плохо, многое ему непонятно».
Десять лет удовольствияИрина Митягина: «После 1992 году на вагоновожатых не учили вообще. Иногда приходили люди со стороны, но отсеивались из-за режима работы, да и зарплата невелика была. Я села в кресло вагоновожатого уже в 30 лет. В Череповец приехала в 21 год по распределению после строительного техникума в Ростове-на-Дону. Десять лет отработала на стройке, а в перестройку предприятие развалилось. Пришлось спешно менять профессию. Десять месяцев отучилась в ПТУ и вышла на линию. 16 лет водила трамваи, подрабатывала кондуктором. Первые лет десять наездиться не могла — в удовольствие было. Сейчас на пенсии, возглавляю совет ветеранов на родном предприятии».
Общие воспоминания: «Перед сменой мы красились, прически делали. Мужчины спрашивали: „Девчонки, у вас там конкурс красоты, что ли? Только моделей берут в водители? Вы все молодые и красивые!“. Нас поджидали у депо и на конечной ЧерМК охранники, чтобы познакомиться. Милиционеры, автобусники, таксисты пытались познакомиться… Бывало, ручкой помашешь из кабины кому-нибудь, а потом не знаешь, как пройти домой, потому что у депо стоит куча поклонников. Приходилось через забор перелезать. Вообще, у каждой свой случай такой есть. От старых поклонников до сих пор прок есть: кто-то помогает техосмотр пройти, кто-то по даче материалами помогает. У нас сложились дружеские отношения».
Пассажиры стали злееСветлана Земцова: «В трамвайный парк я пришла осознанно. И 30 лет я тут. Работу люблю, но есть в ней и минусы — профессиональные заболевания и агрессия пассажиров. Особенно в последние годы люди стали злее, причем не только к нам, но и к трамваям тоже! Раньше пассажиры даже помогали с поломками в дороге. Но мы всё сами ремонтировали, нас специально учили, что и как устроено в вагоне. Было интересно, был какой-то азарт научиться, вырасти в профессии. Сейчас молодые девчонки не хотят ни во что вникать: механически отработали смену и ушли. Теперь я выпускаю вагоны на линию — хозяйка парка».
Людмила Макарова
Последние новости
Электронные сигареты: опасность, скрытая под паром
Исследование показывает, что вейпы снижают уровень кислорода в крови и ухудшают сосудистую функцию.
Инвестиции в здравоохранение Вологодской области
Более 18 миллионов рублей будут направлены на обновление медицинских учреждений.
Подведение итогов олимпиад и конкурсов МСЭФ РФ
В 2023-2024 годах прошли 26 олимпиад и конкурсов с участием более 25 тысяч человек.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией