Откуда на Руси повелось праздновать Новый год
Совсем скоро мы будем отмечать один из самых любимых праздников – Новый год.
Совсем скоро мы будем отмечать один из самых любимых праздников – Новый год. А знаете ли вы, как появился этот замечательный праздник? О национальных новогодних традициях, тёмном прошлом Деда Мороза,
о том, что, оказывается, чай вприкуску с поленом –
это очень вкусно, можно узнать на зимней программе «Йоль-Карачун» в историко-этнографическом комплексе «Сугорье».
Мы привыкли считать, что праздновать Новый год 1 января на Руси повелел император Пётр I, а ёлка – модное когда-то веяние, пришедшее к нам из Европы лет 300 назад. Не маловато ли для страны с такой древней историей, как Россия?
Территория Вологодской области была заселена финно-угорскими племенами, о традициях и обычаях которых известно немного. Затем пришли славяне. И те, и другие изначально были язычниками: их суровые божества олицетворяли силы природы. И, конечно, все они поклонялись Солнцу. Главными событиями для наших предков были дни равноденствия и солнцестояния. Каждый праздник нёс глубокий смысл, отмерял природные циклы, задавал ритм труда и отдыха. Русский человек тщательно планировал весь год, опираясь на тысячелетний опыт предков, который через приметы, пословицы, поговорки и сказки дошёл и до нас.
Привычный нам Новый год тоже родом из древних времён, но дата праздника приходилась не на 1 января, а на 21-22 декабря, день зимнего Солнцеворота, когда самый короткий световой день в году, а ночь – самая длинная. Считалось, что в это время над миром берёт свою власть грозный Карачун – подземный бог, повелевающий морозами, ветрами и метелями. Исследователи склоняются к тому, что Карачун – одна из ипостасей могущественного и страшного языческого Чернобога – противоположности Белобога, воплощавшего чистоту и свет.
Впрочем, есть теория, предполагающая, что Карачуном называли Кощея. Вот только не привычного нам сказочного персонажа, а его прообраз – сильное божество, управлявшее холодами и смертью. Грозен был нрав Карачуна.
Давайте повнимательнее приглядимся к образу этого божества: суровый статный старец с седыми волосами и бородой, непременно в тёплой шубе белого или синего цвета. В руках сурового Карачуна посох: коснётся водной глади и тут же скуёт реки и озёра льдом, дотронется до дерева – вмиг укроет инеем леса. Свита старца страшна: волки, медведи-шатуны да хищные ночные птицы. Со временем черты сурового Карачуна значительно смягчились: превратилось древнее божество сначала в Мороза Ивановича, а затем, уже при советской власти, в любимца детей и взрослых Деда Мороза.
Что ни говори, а прошлое у главного новогоднего сказочного персонажа тёмное, хотя не всё так однозначно. Карачун символизировал переход в жизненном цикле, наступление нового года. Наши предки верили, что в день зимнего Солнцеворота тёмные силы подступали особенно близко к миру живых, а Солнце умирало, поэтому разводили огонь, жгли костры, чтобы защититься от тьмы, и помогали тем самым возродиться Солнцу.
Скандинавские викинги в это же время отмечали Йоль – свой самый главный, священный и могущественный праздник. Как и древние славяне, жители центральной и северной Европы во время зимнего Солнцестояния проводили обряды с огнём. Возжигалась восковая свеча, свет которой в древности олицетворял новорождённое Солнце, а позднее свет Вифлеемской звезды, возвестившей миру о пришествии Спасителя. Кроме того, заготавливали особое полено, которое сжигали в очаге, а угли собирали и бережно хранили до следующего года. Золу иногда использовали во время сева, чтобы передать будущему урожаю энергию Солнца. Обряд этот очень схож со славянским обрядом сожжения бадняка – это ритуальное полено, пень, торжественно вырубленный из стоячего сухого дерева накануне зимнего Солнцестояния. Бадняк являлся материализацией «старого» Солнца (старого года). Перед сожжением пень украшали лентами, сушёными ягодами и плодами, веточками ели. То же самое викинги делали с йольским поленом. Плоды и ягоды, служившие украшениями для бадняка, стали прототипами ёлочных игрушек, а гирлянды – отблеск древних костров. А йольское полено, кстати, стало прототипом популярного лакомства – бисквитного рулета.
А ещё славяне и викинги на Йоль украшали жилища ветвями елей и сосен: вечнозелёные растения символизируют вечную жизнь и напоминают о том, что скоро стужа уйдёт и земля проснётся, согретая ласковым солнышком.
На третий день после возрождения Солнца, когда прибыль светового дня становилась заметной, славяне праздновали Коляду – день рождения нового Солнца Коляды. С приходом православия славяне начали праздновать рождение Солнца Правды – Иисуса Христа. Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Эта традиция сохранилась со времён язычества, и даже название её отсылает нас к имени Солнца-младенца Коляды. Молодёжь колядовала, переодевшись в костюмы и обходя всю деревню с особыми рождественскими песнями.
Благодаря православию ритуалы наших предков были обрамлены христианской эстетикой и получили высшее христианское значение. Получается, что сегодня церковь – настоящая хранительница подлинных народных традиций. Многие традиции достались нам от языческих предков, просто мы не всегда это понимаем.
В историко-этнографическом комплексе «Сугорье» во время уникальной программы «Зимний Солнцеворот, или Йоль-Карачун» можно прикоснуться к народным новогодним традициям и узнать, как проходило празднование древнего славянского Нового года и праздника Йоль скандинавских народов и сменившего их светлого праздника Рождества Христова. Вы узнаете, что было общего и чем отличались обряды и ритуалы у наших народов в глубокой древности и какие христианские рождественские традиции пришли им на смену, услышите пение тропаря Рождества Христова. Вам расскажут, кто такой «положайник», зачем надо было бить «бадняк», каков изначальный смысл таких слов, как «юла» и «ель», откуда на нашей ёлочке появились шарики и гирлянды.
В «Доме викингов» вас ждёт выбор ярла и его берсеркеров, выкресание «священного» огня при помощи огнива, «приготовление» ритуального напитка бьор и блюд хаукарль и сюрстремминг, обжигание хозяйкой йольского полена под напевы сакпипы – старинной шведской волынки, чаепитие с новогодними рогульками и йольским поленом и многое-многое другое.
«Сугорье» идеально подходит для семейного отдыха. Здесь вы сможете не только прекрасно провести время, но и познакомиться с правдивой историей Древней Руси.
Галина УЛЬЯНОВА
Фото предоставлены И. Ручиным
Последние новости
По результатам принятых прокуратурой г. Вологды мер обеспечено надлежащее оборудование контейнерной площадки
Прокуратура города Вологды провела проверку соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления.
Александр Владимирович Гуцан вручил Игорю Александровичу Чапаеву подписанное Главой государства удостоверение председателя суда.
25 декабря полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан провел рабочую встречу с председателем Арбитражного суда Вологодской области Игорем Чапаевым,
Прокурор области Андрей Тимошичев принял участие в 42-й сессии Законодательного Собрания Вологодской области
Сегодня, 25 декабря, прокурор области Андрей Тимошичев принял участие в очередном заседании сессии Законодательного Собрания области, на котором в том числе рассмотрены законопроекты,
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований