Преподобный Сергий – духовное знамя Святой Руси
8 октября – день памяти преподобного Сергия Радонежского.
8 октября – день памяти преподобного Сергия Радонежского. Публикуем отрывок из трудов насельника Кирилло-Белозерского монастыря монаха Ферапонта (Рыбина) «Троичное промышление о мире и человеке» об этом особо почитаемом на Руси святом.
«… В тягчайшие времена татаро-монгольского ига преподобный Сергий проникал в непроникаемую Троичную Тайну и стал не только свидетелем, но и главным здателем победы над врагом видимым и невидимым. Преподобный Сергий потому и победил, что имел в сердце мир Троичного бесстрастия. Не ожесточение двигало им, не ненависть, когда Сергий благословлял русскую рать на битву Куликову. Силой смирения и любви побеждал преподобный вражду, разделение, плен. Он вооружался Крестом – «оружием мира, непобедимой победой». Крест потому и непобедим, что любое поражение от врагов, видимых и невидимых, соделывается чудодейством смирения – залогом победы и воскресения!
Троичное промышление о мире осуществляется чрез Крест. Поэтому все зримые и незримые ухищрения начальника злобы духовной, направленные на смерть и разрушение, на деле служат жизни и созиданию, содействуют Божественному промышлению. Иго, будь оно татаро-монгольское или иное, по видимости, является торжествующим злом, а в сокровенном промышлении Предвечного Совета иго – это благо. Ибо пленяет, угнетает и умерщвляет, чтобы освободить и воскресить к жизни. Ибо искушает волю народа и человека: пребудет она во власти адовой или, соединяясь с Крестом, воскреснет. Разве не пленил, не сокрушил, не умертвил Христа начальник ада и злобы? Но – сам был пленён, сокрушён и умерщвлён непобедимым Начальником Жизни и Воскресения. Почему, угнетаемые очередным пленом, мы забываем об этом вечном примере? Ведь удел начальника злобы духовной – одно тление. Поэтому бессилен он пленять и умерщвлять нетленное, причастное непобедимой силе Креста. Иго вождя злобы пленяет и угнетает нас лишь в такой мере, в какой мы добровольно отдались тленному самолюбию. Корень вины в тебе, а не в вожде злобы, не в его видимых и невидимых полчищах, каким бы именем они ни назывались. Преподобный преподобен и в татаро-монгольские, и в иные времена, ибо он – удел Божий, не подвластный никакому игу. Хоть всё человечество пребывает во мраке, во злобе и разрушается вселенная – а преподобный несёт непревратность, свет, мир, любовь.
Очевидцем внешнего расцвета православной Руси преподобный Сергий так и не стал: он был сокровенным свидетелем и здателем той непобедимой Победы, началом и ходом которой явилась Куликовская битва. Неизбывный стон стоял по всей русской земле, а преподобный одним светоносным, благодатным видом своим сообщал соотечественникам радость и мир. Печалясь за печаль Отечества и великие человеческие скорби, преподобный ни на мгновение не разлучался с сокровенной троичной радостью, превысшей всего видимого и невидимого. Это радость Победы непобедимой, которую бессильны одолеть враги видимые и невидимые: они расточаются пред лицом Её. Явлением Победы, торжественным шествием Её по лицу всей русской земли было основание преподобным Сергием и его богоносными учениками многочисленных монастырей. Обитель Пресвятой Троицы, которую основал сам Сергий, стала духовным средоточием Руси. Само появление обители в честь Пресвятой Троицы было Торжеством православия и Победой прежде победы на поле Куликовом.
На протяжении всей своей истории Троице-Сергиева лавра – знамя непобедимости Святой Руси и великого Троичного промышления о ней. Само закрытие лавры в тягчайший период сдавившего страну духовного ига свидетельствует не о её поражении (пусть даже временном), не о бездеятельности преподобного Сергия и его соратников из других монастырей… Нет и нет: прекращается лишь всем очевидное действие, а сокровенная жизнь лавры и многих её собратьев ни на мгновение не умирает. Жизнодательная сила Креста, сила любви Божией не умаляется и не иссякает, будь то эпоха гонений или расцвет православия. Но действует она на человека и мир когда очевиднее, а когда сокровеннее. Разве умалилось неумалимое божество Христа, когда Он вочеловечился, был пленён, предан на распятие и положен во гроб? Божество Христа пребыло неизменным – подвергалось пленению, страданию, изменению лишь Его человечество, которое Он восприемлет от нас, чтобы через Крест приобщить божеству и бессмертию. Для Божества день положения во гроб и день воскресения – един День, едина Сила и Победа непобедимая.
Для преподобного Сергия время пленения Руси и время её освобождения, воскресения – едино время. Тайна такого единства – тайна Креста, который неслитно сочетает иго и благо, страсть и бесстрастие, смерть и бессмертие. И татарское иго явилось залогом блага для России. Ведь Крестом «прииде радость всему миру». Пред лицом этой нетленной Радости расточается тленный мрак ига и скорби, греха и самолюбия. Единство с Крестом дарует цельность восприятия жизни, истории, человека. Крест всё соединяет своей вседержительной силой. Поэтому и неудивительно, что для преподобного Сергия прошлое, настоящее и будущее в истории России – едино время, в котором воскресение нации не существует без пленения. Мы делим историю на части и противопоставляем их, выносим обвинительные приговоры одной эпохе и читаем дифирамбы другой. Нет лишь того высокого бесстрастия, с которым некогда инок Нестор летописал о событиях, угадывая за каждым из них глубоко промыслительное действие милости Божией. Подлинный смысл больших и малых событий, полную правду историческую, жизненную может постигать только бесстрастный человек – свидетель незримого Троичного промышления о мире.
Самодержавная эпоха на дворе или социалистическая – сила Креста от этого не умаляется, милость Божия к нам не иссякает и не увеличивается, а становится или более сокровенной, или более очевидной. Чтобы вконец не утратить своё православие, Россия должна была пережить Голгофу лагерей и Отечественной войны.
Историческое величие послеоктябрьской эпохи в том, что в опыте человечества не было ещё такой напряжённой борьбы сил злобы духовной с силами святости. Одно из очевидных свидетельств тому – масштабы жертв, неслыханные в мировой истории. Масштабы разрушений природы, культуры (вспомним хотя бы 2600 сёл и 165 затопленных городов). Масштабы искусного обмана –
политического, экономического, социального, нравственно-религиозного. Казалось, фронт видимый и невидимый дышал только смертью и разрушением – никаких надежд очевидных. Но – сокровенно, ещё пред началом семидесятилетней битвы стране и народу чрез прославление Богородичной иконы «Державная» (2/15 марта 1917 г.) посылается уверение в Победе. Вслед за этим небесным уверением на протяжении всей брани – целая цепь других: во мраке гнёта так и светит, так и блистает знамя Победы непобедимой. Очевидно страна на 70 с лишним лет становится уделом злобы духовной, а сокровенно Россия – держава Богородицы и Креста, держава Пресвятой Троицы.
Россия истекала кровью под безжалостною пятой татаро-монголов, а преподобный Сергий через хамскую и подлую власть видел незримую благую державу Пресвятой Троицы. Земные неправды становились тленны в сравнении с несравнимым всесовершенством этой Державы. Свою веру в неодолимость премирной Державы Сергий сообщил и своим современникам. Поэтому и пало татарское иго. Сила любого плена, зримого и незримого, зиждется на нашем неверии или маловерии в Троичную Державу, в Победу непобедимую. Отсюда и мифическое могущество начальника злобы духовной. Полагайся на державу Креста – и злоба будет бессильна пленять тебя и через твои собственные страсти, и через социальное иго. Не стань душа нации маловерною – не было бы и семидесятилетнего плена. Этот плен преподал очень дорогие и очень нужные уроки, за которые можно только благодарить Промысел. Мы ни на что не годны, если в оценке великого исторического урока ограничимся злословием одних событий, лиц и славословием других. Такая историческая слепота – следствие духовной. Чрез очевидную действительность преподобный Сергий постигал действительность премирную, зримым выражением которой явилась рублёвская икона Пресвятой Троицы. Ужас, бессмысленность злого порядка вещей не мешали стремлению преподобного к порядку премирному – напротив, усиливали: тлен нужно было победить нетлением, разрушение –
созиданием, вражду – миром. Преподобный озарял соотечественников, сущих во вражде и во мраке плена, теплом того Троичного Мира и Света, сокровенным сопричастником которого он являлся. Свидетельство о премирной Красоте, которое преподобный несёт современникам, преображает историческую действительность, соделывает победу над врагом, чрез тлен событий возводит к Нетлению.
Окончание в следующем номере.
Подготовила
Мария ГОЛУБЕВА
Фото из открытых источников
Последние новости
Уборку Череповца будет курировать региональный министр по благоустройству
Сегодня Илья Петров по поручению губернатора Георгия Филимонова посмотрел, как в городе убирают улицы после зимы.
Череповец за два года получит на благоустройство 18 миллиардов рублей
Об этом сегодня на первом форуме ТОС объявил председатель регионального Заксобрания Сергей Жестянников.
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.