Вологодский старец Александр Баданин: Господь поддерживает святых через Своих угодников
В преддверии празднования Собора Вологодских святых продолжаем публикацию материалов о святом праведном Александре Вологодском (Баданине).
В преддверии празднования Собора Вологодских святых продолжаем публикацию материалов о святом праведном Александре Вологодском (Баданине). Начало доступно на сайте Вологодской митрополии в разделе «Публикации»:
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
5. Господь поддерживает святых через Своих угодников
Совсем не случайно святой Иоанн Кронштадтский благословлял обращаться к отцу Александру Баданину тех, кто просил у него духовной поддержки, – всероссийский батюшка видел в вологодском священнике своего духовного собрата.
Несомненно, святой праведный Иоанн имел от Бога дар видеть старцев-священников, которые, подобно ему, духовно возросли не в монастыре, а в суете приходской жизни. Москвичи Валентин Амфитеатров, Алексий Мечёв, одессит Иона Атаманский – вот самые известные из русских священников конца XIX – начала XXвека, заслуживших, как и Иоанн Кронштадтский, громадный авторитет у народа. Эти батюшки умели любого поддержать в тяжёлую минуту, помогали страждущим и заблудшим находить помощь у Христа Спасителя.
Нам не известно, встречались ли Кронштадтский и Вологодский праведники. Хотя это было вполне возможно: отец Иоанн не раз бывал в Вологде на пути в родную Суру – село на северной реке Пинеге в Архангельской губернии. Он любил посещать вологодские церкви. Точно известно, что был в Казанском храме, что находится совсем близко к флигельку, где жила семья Баданиных. Так что, вероятно, старцы могли и увидеться.
Не станем гадать. Куда важнее, что эти святые, несомненно, имели духовное общение, о чем свидетельствует эпизод из жизни ещё одного святого – священномученика Николая Караулова. Этот праведник считал отца Александра Баданина своим истинным благодетелем, что и отметил в воспоминаниях, опубликованных в книге «Молитвенник к Богу усердный».
Молодого батюшку постигло страшное испытание: в 25-летнем возрасте его супруга. Александра Аполлоновна, заболела туберкулезом. А ведь незадолго до этого пастырь вместе с женой посетил преподобного Варнаву Гефсиманского, предсказавшего ему будущие скорби. Действительно, болезнь матушки Александры развивалась стремительно. Она скончалась, и на руках молодого вдовца остались трое маленьких детей: Алексей, Ольга и Анатолий. Старшему, Алеше, минуло всего 7 лет.
«Не высказать всей глубины моего горя, я был близок к отчаянию, – вспоминал позднее отец Николай. – Я чувствовал физически, что это непосильное бремя гнетет меня и придавливает к земле». Молодой вдовец был близок к отчаянию, ни в чём он не находил утешения. Когда он чувствовал себя ужасно тяжело, изнемогал от скорби, то решил пойти к отцу Александру. Они были знакомы: отец Николай иногда посещал настоятеля Вознесенской церкви и, как указывает автор воспоминаний, «пользовался его любовию и расположением».
Когда страдалец пришёл в храм на берегу Вологды, Литургия уже закончилась. Долго-долго отец Александр оставался в алтаре, потом выглянул в северную дверь на мгновение – и снова скрылся. Молодой вдовец ждал батюшку – как и другие богомольцы, жаждавшие совета и утешения от старца. Выйдя, наконец, из алтаря, отец Александр, как вспоминает отец Николай, прошел «мимо меня, заметил: «Знаю, что тебе нужно». Те же слова повторил он еще два раза, проходя мимо. Потом, остановившись предо мною, говорит: «Иди ко мне в дом».
Так и было сделано. Пришлось молодому священнику и в квартире Баданиных провести довольно долгое время, пока не пришел хозяин. «Не поздоровавшись со мною, – вспоминает автор публикации в книге «Молитвенник к Богу усердный», – он начинает нервно ходить по комнате, потирая свои иззябшие руки. Заговори он со мною по-обыкновенному, начни утешать обычными словами сочувствия, уверен, что не достиг бы своей цели. Но отец Александр поступил не так. Пройдя несколько раз по комнате взад и вперед, он останавливается пред портретом приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского, висевшим на стене, и произносит: «Господи, вот человек, который ради Бога оставил семейную жизнь, оставил жену ради служения Богу и ближнему. Сам оставил, по доброму желанию, – и Господь во всём помогает ему. Когда же Господь по воле Своей отнимает друга жизни, то Он ещё более заботится о том человеке, дает ему крепость и силу, значит, считает достаточно сильным и могущим вынести эту тяжесть. Он подкрепляет его Своею благодатию. С каждым словом отца Александра я всем существом чувствовал, что с меня сваливается моя тяжесть, и я ушел от него домой обновленным, укрепленным душой и телом и совершенно успокоенным».
Эти воспоминания составлены, когда отец Николай Караулов был еще настоятелем Екатерининской церкви.
Там он служил, пока в 1921 году не был арестован и сослан в Пинегу. Не забудем, что это – родные края праведного Иоанна Кронштадского. Вернувшись в Вологду, в 1923 году отец Николай принял монашество и был епископом Вельским, викарием Вологодской епархии. Выйдя на покой, владыка Николай служил в Екатерининской церкви до её закрытия в 1929 году, после этого – в Лазаревском храме, рядом с могилой своего благодетеля – святого праведного Александра Баданина. Вот каким его запомнил протоиерей Алексий Резухин (он в то время был мальчиком и прислуживал в алтаре): «… епископ Николай (Караулов) – …совершенно седой старец с длинной бородой, с голубыми глазами».
В 1930 году епископ Николай был снова арестован. Свидетели донесли, что он на молебнах поминал заключенных – это расценивалось как демонстративная защита «врагов народа». Секретный осведомитель сообщал о владыке Николае: «Караулов местный, старый житель. Он в городе самый популярный епископ. Он уважается и всеми священниками… Очень уважаем и сидящими в камере».
Епископ Николай (Караулов) был сослан в Казахстан и скончался в 1932 году в тюрьме (по другой версии – на пути в ссылку). Интересно, что вначале местом ссылки священномученика был определён Северный край.
Жизненный путь священника, а потом и епископа Николая показывает, что он с благоговением и смиренной верою принимал благословения и наставления святых отцов, встречавшихся ему, – старцев Александра Вологодского и Варнаву Гефсиманского. Их напутствия, а также благодатный пример праведного Иоанна Кронштадтского, помогли священномученику сохранить крепость веры и со смирением перенести все тяжкие испытания.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году причислил епископа Николая (Караулова) к лику новомучеников и исповедников Российских.
Продолжение следует
Епископ Вельский Николай (Караулов). Фотография 1920-х – 1930-х годов Священник Николай Караулов. Фотография начала XX века Храм во имя великомученицы Екатерины во Фроловке, где служил священномученик Николай Караулов, епископ Вельский. В 1787 году здесь крестили Константина Николаевича Батюшкова. Снесена в начале 1960-х годов. На месте церкви – автостоянка перед бассейном «Динамо» и проезжая часть Предтеченской улицыПоследние новости
Уборку Череповца будет курировать региональный министр по благоустройству
Сегодня Илья Петров по поручению губернатора Георгия Филимонова посмотрел, как в городе убирают улицы после зимы.
Череповец за два года получит на благоустройство 18 миллиардов рублей
Об этом сегодня на первом форуме ТОС объявил председатель регионального Заксобрания Сергей Жестянников.
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки
Вологодские педагоги активно пользуются мерами поддержки Павел Викторович Ежов своим примером показывает, как важно оставаться верным своему призванию.
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества
На очередной сессии будет рассмотрен отчет о развитии добровольчества Так, в прошлом году был открыт Добро.центр города Вологды.