Процедура оформления покупки квартиры
Приобретение жилья своими силами — это, безусловно, непростая задача, особенно если вы не обладаете необходимой юридической подготовкой или не приобретаете жилье у доверенных вам лиц. В подавляющем большинстве случаев без помощи профессионального риэлтора не обойтись: для этого потребуются не только формальные вопросы, связанные с подготовкой документов, но и оценка стоимости квартиры, а также юридическая проверка безопасности предстоящей сделки.
На что следует обратить внимание при покупке квартиры своими силами? Ниже представлены основные этапы этого процесса.
Как купить квартиру правильно: проверка на юридическую чистоту
Перед заключением договора купли-продажи квартиры необходимо провести тщательную проверку юридической чистоты объекта. Важно учесть, что квартира может иметь нескольких правообладателей, что требует более глубокого анализа. Рассмотрим, какие этапы необходимо пройти, чтобы убедиться в юридической прозрачности сделки.
1. Проверка истории квартиры и всех ее правообладателей
Анализ собственников квартиры должен включать:
- физическое и психическое здоровье продавца;
- проверку на алкогольную и наркотическую зависимость, психические расстройства, возрастные неврологические заболевания, затрагивающие функцию памяти, хронические заболевания, которые могут повлиять на психоэмоциональное состояние продавца;
- в случае приобретения прав на недвижимость по наследству - подлинность завещания;
- судебного решения на предмет вероятности его отмены или обжалования в вышестоящих инстанциях, а также его подлинности;
- количества правообладателей продаваемой недвижимости.
2. Проверка самого объекта жилой недвижимости
Необходимо проверить информацию о прошедших и возможных будущих капитальных ремонтах, перепланировках, реконструкциях, возможном сносе, о состоянии коммуникаций. Также требуется проверить подлинность всех правоустанавливающих документов (выписки из БТИ, Росреестра, паспортного стола) и наличие залога у кредитных учреждений.
3. Какие документы может потребовать покупатель
Покупатель имеет право потребовать у продавца архивную выписку из домовой книги, справки ПНД и НД на всех собственников, а также кадастровый паспорт, в котором отражены перепланировки в квартире, если таковые имели место.
4. Как можно самостоятельно проверить объект недвижимости
Покупатель может заказать соответствующую выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Справка представляет собой официальный документ, содержащий информацию об имени владельца объекта недвижимости и юридических основаниях получения им прав собственности на жилье. Официальный срок изготовления выписки - до 10 календарных дней.
Таким образом, проверка на юридическую чистоту квартиры является важным этапом перед заключением договора купли-продажи. Она позволяет защитить себя от неблагоприятных последствий сделки.
Оформление документов при покупке квартиры: какие документы необходимо собрать
Перед тем, как купить квартиру, необходимо провести проверку как собственников, так и объекта недвижимости. Если проверка прошла успешно, то можно приступать к изучению договора купли-продажи. Лучше всего доверить составление договора опытному риелтору.
Договор купли-продажи обязательно должен содержать данные, необходимые для определения недвижимости. Это адрес расположения объекта, название (вид) и фактическая площадь недвижимого имущества. Кроме того, в договоре должна быть указана цена объекта, которая может быть выражена в рублях или в валюте.
В случае, если приобретение квартиры осуществляется на кредитные средства, каждый банк может требовать разные документы. Однако обязательным документом является договор ипотечного кредитования или другой кредитный договор. Также могут потребоваться справки из психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что продавец квартиры не стоит на учете.
Когда все документы собраны и проверены, можно переходить к его подписанию и оплате приобретаемого объекта недвижимости. В целях безопасности и для покупателя и для продавца следует заключать сделки в переговорной комнате в банке, имеющем депозитарий.
В этот же день все юридические документы должны быть предоставлены в Росреестр, и в присутствии представителя Федеральной службы должно быть подписано заявление на регистрацию совершаемой сделки. Затем покупателю следует получить расписку с перечнем предоставленных документов и указанием даты их возврата после регистрации и получения свидетельства о праве собственности на квартиру, что обычно занимает от недели до месяца, в зависимости от характера сделки.
Когда вы приобретаете квартиру, необходимо учесть затраты на оформление сделки. В список расходов включают:
- государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности. Обычно, стоимость пошлины делится между продавцом и покупателем поровну;
- услуги нотариуса, которые необходимы для подтверждения заключения сделки;
- юридическое сопровождение сделки со стороны агентства недвижимости.
Когда сделка по приобретению квартиры завершена, подписывается акт приема-передачи объекта недвижимости.
Независимо от того, будуте ли вы самостоятельно проводить сделку или же обратитесь за помощью к риелторам, знание процедуры покупки квартиры является важным. Вам необходимо узнать расписание работы официальных служб и банков, до которых вам нужно обратиться, а также сроки оформления необходимых документов. Не забывайте, что продавец заинтересован в быстрой продаже квартиры, и его объект может привлечь и других покупателей.
Фото: freepik.com