Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Нормы 123-ФЗ, или Что нужно знать о требованиях пожарной безопасности производителю продукции

Тема пожарной безопасности остается очень актуальной для нашей страны и ее организаций. Например, по официальной статистике МЧС, из января по сентябрь 2017 года в России было зафиксировано около 95 000 пожаров, причинивших ущерб в 11 миллиардов рублей. В результате этих пожаров 5 000 человек погибли, а еще почти 6 700 были травмированы. Эта печальная статистика побуждает государство укреплять контроль и требования в отношении пожарной безопасности каждый год. Теперь они распространяются не только на здания и сооружения, но также на производимую продукцию и материалы.

Если не выполнять требования пожарной безопасности (особенно к продукции без сертификата), то это может привести к опасным последствиям. К примеру, 5 декабря 2009 года в клубе "Хромая лошадь" произошел пожар, который стал локальной катастрофой и унес жизни 156 человек. Большинство погибших были отравлены токсичными газами, образовавшимися при горении отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Уровень нормативной базы для обеспечения пожарной безопасности в России достаточно высок и разноуровневый. Она включает в себя нормативные акты различных ведомственных и региональных уровней. В этой сфере базовым является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы и полномочия органов государственной власти в этой области.

Законодательство в данной области также включает в себя Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором устанавливаются общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Этот закон также регулирует порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в этой области.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является основным законом, который подробно описывает требования к пожарной безопасности для различных объектов и продукции. Этот закон в редакции от 29 июля 2017 года очень важен для производителей продукции и их законных представителей.

Статистика говорит, что в 2017 году наиболее частыми причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнём и несоблюдение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Чаще всего пожарами затрагиваются здания жилого сектора, транспортные средства, производственные, складские и торговые помещения.

Федеральный закон № 123-ФЗ является ключевым техническим регламентом для объектов защиты с требованиями по пожарной безопасности. Документ состоит из 8 разделов и 30 таблиц в приложении, призванных обеспечить защиту имущества и жизней граждан России от пожаров.

Разделы закона устанавливают технические требования для различных объектов защиты. Например, раздел 2 относится к поселениям и городским округам, раздел 3 – к зданиям и сооружениям, раздел 4 - к производственным объектам, раздел 5 – к пожарной технике, а раздел 6 посвящен веществам и материалам и включает правила по пожаробезопасности для строительных, отделочных, текстильных и кожевенных изделий, а также средств огнезащиты, строительных конструкций и инженерного оборудования, электротехнической продукции и электрооборудования.

Оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является обязательной процедурой. Раздел 7 закона № 123-ФЗ устанавливает принципы и правила оценки соответствия для объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ. Оценка может проводиться в форме сертификации или декларирования и является необходимой для ввода в эксплуатацию зданий или товаров на рынке, на которые распространяется действие закона.

Суть декларирования заключается в том, что собственник продукции или помещения, подающий заявку на декларацию, указывает меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем. В случае положительного результата оформляется декларация о соответствии. Сертификация же проводится аккредитованным органом по сертификации, и в случае положительного результата оформляется сертификат соответствия. Декларация и сертификат имеют равную юридическую силу и являются единственными документами, подтверждающими безопасность продукции на территории России.

Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, определен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 года. Различные схемы сертификации, разделенные на категории, также установлены законом.

Некоторые схемы применяются к серийно выпускаемой продукции, другие – к ограниченным партиям. Например, схемы 2д, 3д и 5д применяются к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с применяются к огнетушителям, средствам индивидуальной защиты при пожаре, средствам пожарной автоматики, оборудованию и изделиям для спасения людей.

Процесс оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности может включать в себя различные меры и порядок действий в зависимости от применяемой схемы сертификации. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение 30 дней. В случае получения сертификата или декларации соответствия, на товар или здание можно повесить соответствующий знак пожарной безопасности.

Ответственность за выполнение требований технического регламента по пожарной безопасности лежит на государственных органах, частных лицах и организациях. Надзор за их выполнением осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ).

В прошлом МЧС занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, но с 1 ноября 2011 года эта функция была передана Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитация). Нельзя не учитывать тот факт, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции ответственность за ее безопасность лежит на производителе.

Росаккредитация следит за эффективностью работы органов сертификации и лабораторий, проводит регулярный инспекционный контроль и ведет реестр данных организаций.

Федеральный закон № 184-ФЗ обязует изготовителя и продавца нести ответственность за соблюдение требований технических регламентов, их нарушение может привести к вреду физическим или юридическим лицам. При этом КоАП РФ детализирует административную ответственность, в том числе за отсутствие в технической документации обязательной информации о пожароопасности, и определяет размеры штрафов для юридических лиц и должностных лиц.

Кроме того, КоАП РФ устанавливает размеры штрафов для нарушений требований пожарной безопасности в зависимости от степени причиненного вреда здоровью человека и имуществу. Нередко нарушения пожарной безопасности приводят к приостановлению деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, которая может привести к принудительным работам или лишению свободы на срок до 7 лет.

В связи с этим, при выявлении нарушений пожарной безопасности следует обращаться в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности, где эксперты помогут выбрать правильную схему подтверждения соответствия и оформить необходимые документы в кратчайшие сроки.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *